Постепенный переход большинства ведущих производителей климатической техники на новые хладагенты будет иметь для российского рынка массу самых разнообразных последствий, в том числе и довольно таки неожиданных.
Ни для кого не секрет, что новые HCF хладагенты существенно дороже традиционного R-22. Оптовая цена R-410A при расфасовке в 11 килограммовые баллоны составляет 20–25 долларов за килограмм, розничная — до 33 долларов. Таким образом, расходы на хладагент, которые ранее были практически незаметными, разом увеличатся примерно в 6 раз.
К чему это приведет?
Для начала оценим розничную стоимость хладагента, который содержится в бытовом и полупромышленном кондиционере, а также в VRF системе. Если удобнее оперировать оптовыми ценами, полученные цифры надо разделить на 1,4–1,5.
Так или иначе, из таблицы прекрасно видно, что теперь даже содержимое бытового сплита — это деньги. Не говоря уже о том, что содержимое VRF-системы теперь стоит на уровне бытовой сплит-системы. По этой причине сокращение утечек хладагента и его утилизация в ходе ремонта и демонтажа систем становятся более чем оправданной.
В Европе это уже привело к резкому увеличению спроса на течеискатели и станции эвакуации и регенерации фреона.
Давайте считать вместе. Станция сбора и регенерации хладагента REFCO «PLUS-8», позволяющая отделить фреон от масла, воды и загрязнений и использовать его повторно стоит порядка 2200 долларов, «PLUS -12» — около 1800 долларов.
Учитывая стоимость R-410A, в крупной фирме, активно работающей с полупромышленным оборудованием и VRF системами (именно их переведут на HCF в первую очередь), станция эвакуации и регенерации фреона окупится в течение года.
При этом, использовать для эвакуации HCF хладагента переделанный для этих целей использованный баллон из под фреона в большинстве случаев нецелесообразно.
Во-первых, при эвакуации хладагента в баллон обычно теряется 10–20% фреона.
Во-вторых, баллон позволяет эвакуировать хладагент только в жидкой фазе, а это значит, что вместе с фреоном в него попадет некоторое количество отработанного масла.
В-третьих, если причиной для эвакуации стала утечка или необходимость замены масла, в холодильном контуре наверняка содержатся различные загрязнители, включая влагу. При эвакуации некоторое количество этого «добра» наверняка попадет в баллон вместе с фреоном. Кустарно прикрепленный к баллону фильтр-осушитель в случае с HCF хладагентами может оказаться недостаточно эффективен и некоторое количество влаги все же окажется в баллоне. При работе с R-22 (использующим минеральное масло), это было не так опасно, а для полиэфирного масла, которое применяется с HCF хладагентами смертельная доза той же воды на порядок меньше. Поэтому проводить эвакуацию HCF хладагента в баллон просто рискованно.
Важно отметить, что «PLUS-8» и «PLUS-12» снабжены безмасляным компрессором, а потому могут работать с любыми хладагентами. Причем их эвакуация может происходить как в жидкой, так и в газообразной форме, что позволяет оставить отработанное масло в системе.
Кроме того, станции сбора и регенерации REFCO «PLUS-8» и «PLUS-12», могут быть использованы как промывочные станции. При этом сама процедура промывки существенно упрощается и становится менее трудоемкой.
Во-первых, нет надобности разбирать компрессорно конденсаторный блок на составные части для удаления остатков промывочной жидкости. А это огромная экономия времени.
Во-вторых, в случае с R-22 отпадает необходимость в промывочной жидкости. В качестве нее целесообразно использовать фреон, на котором работал кондиционер. При работе с HCF хладагентами это также возможно, но зачастую нецелесообразно по чисто экономическим причинам. Но если под рукой нет R-11 или R-13, а ремонт проводится в условиях жесткого дефицита времени, это бывает оправдано.
sibclim.ru
|